Рекомендуемые материалы для работы пастелью Печать

Пастель

Для работы пастелью следует приобрести набор минимум из 48 цветов. При ограниченном бюджете лучше купить набор побольше, но менее дорогой фирмы. В процессе работы наиболее востребованы мелки белого цвета, а также светло-серые и тёмно-серые. Для сколь-нибудь серьёзной работы необходим набор в 100-200 цветов. Существуют наборы пастели импортного производства, где не целые мелки, а половинки (или часть — целые, а часть — половинки). Лучше купить такой набор, чем с целыми мелками, но в меньшем количестве. Импортная пастель в деревянных коробках существенно дороже, чем в картонных. 120 мелков в картонной коробке лучше, чем 50 в деревянной.

 

Масляная пастель.

 

Основные российские производители: «ЗХК» С.-Петербург, «Гамма». Популярна в России импортная масляная пастель фирм Maimeri, Lyra.

На самом деле эта пастель воско-масляная, более плотная. Качество отечественной и импортной пастели не отличается существенно, можно брать любую.

Пастель фирмы Меймери, Италия

Существует более мягкая, масляная, пастель. Она удобнее в работе, легче наносится на поверхность.

Наиболее известный производитель мягкой масляной пастели - французская фирма Sennelier.

Я в своей работе использую её.

Пастель фирмы Сеннелёр, Франция

Впервые в мире масляная пастель была разработана и произведена именно этой фирмой, в 1949 г., идею производства такой пастели подсказал художник П. Пикассо.

Подобную мягкую пастель производят также в Японии, Южной Корее и некоторые европейские фирмы.

 

Сухая пастель

Качество сухой пастели зависит как от строгого соблюдения технологии производства, так и от влажности воздуха при хранении. Часто оказывается, что многие мелки просто не пишут, или пишут с трудом, цвета блёклые. Для работы следует использовать мягкие сорта пастели. Существуют полутвёрдые сорта пастели (обычно квадратного сечения), они неудобны в работе. Лишь иногда такие мелки используют для нанесения первых слоёв, а затем работают мягкой пастелью.

Удовольствия от работы материалами низкого качества — нет.

Пастель завода «Подольск — АРТ Центр»

Пастель производства «Подольск-Арт» имеет как свои достоинства, так и недостатки. Недостатки следующие: многие мелки твёрдые, для того, чтобы оставить след, нужно приложить значительное усилие. Некоторые цвета вовсе не пишут. В наборе нет тёмных насыщенных зелёных цветов, цветов болотного оттенка, тёмных фиолетовых цветов. В то же время, есть удачные мелки синих цветов, сине-зелёные. Есть серые мелки разной светлоты, они очень полезны в работе. Ещё есть зелёные и синие мелки не насыщенные, смешанные с серым, такие цвета очень часто оказываются нужны. Хороши светлые мелки охристых, оранжевых, жёлтых цветов. На мой взгляд, подольская пастель по составу цветов скорее ориентирована на портрет. Мелки пастели в коробке уложены вплотную, без разделительных ячеек. От этого они крошатся и ломаются. Я к коробке сделал перегородки из плотной бумаги, а совсем не пишущие мелки убрал, чтобы освободить место для перегородок. Существенное преимущество пастели Подольского комбината в том, что она недорогая. Я рекомендую приобрести набор подольской пастели (130 или 185 цветов) и использовать совместно с набором импортного производства.

Кроме Подольска, пастель производится в Санкт-Петербурге на «ЗХК» и в Москве фирмой «Гамма». Небольшие наборы «Земляные тона» и «Серые тона» московской фирмы хорошо дополнят любой большой набор пастели.

Сухая пастель французской фирмы «Sennelier» чрезвычайно мягкая. Мне очень понравились тёмные насыщенные цвета этой пастели. Тёмные мелки позволяют получить плотные тени без использования чёрного. Помимо этого, в наборе есть очень насыщенные красные, синие, оранжевые и зелёные мелки. Ещё я работаю пастелью Rembrandt голландской фирмы Royal Talens. Пастель отличного качества, все мелки хорошо наносятся на поверхность, в наборах от 100 цветов имеются все основные оттенки, необходимые в работе. В пастели Рембрандт очень хорошие зелёные цвета, ещё мне нравятся в ней светлые мелки за чистоту цвета. Пастель Рембрандт менее мягкая, чем «Sennelier», но все мелки хорошо ложатся на бумагу, легко наносятся последующие слои.

У каждого производителя пастели имеется свой собственный набор базовых цветов (до 40-50), которые при производстве посредством добавления белого высветляются. Может быть несколько градаций высветления одного цвета. Таким образом, лучшие фирмы производят до 300-400 мелков пастели разных цветов. Так что, совместное использование наборов разных производителей, позволит получить ещё большее разнообразие оттенков.

Набора пастели хватает на много лет, поэтому высокая цена не должна пугать. В дальнейшем набор можно дополнять поштучно купленными мелками. В России поштучно продают подольскую пастель. Очень хорошего качества итальянская пастель Ferrario, она продаётся отдельными мелками, в наборах я её нигде не видел. Пастель фирмы «Sennelier» стоит дороже.

 

Бумага для пастели и другие основы.

Лучше всего работать пастелью на фактурной бумаге. Пастелью работают также на холсте, на бумаге, покрытой приклеенным цветным песком. Существует специальный грунтованный картон для пастели.

Для рисования сухой пастелью хороша чёрная бумага. Или цветная бумага, подобранная к цветовому колориту рисунка, когда значительная часть листа остаётся незаполненной и служит в качестве фона.

Для масляной пастели я бы рекомендовал светлую тонированную бумагу. Я чаще всего использую бумагу золотистого цвета, иногда бледно-жёлтую, светло-коричневую, красную или серо-голубую. Бумага слегка просвечивает сквозь слой пастели, от этого работа только выигрывает.

Бумага для пастели производится трёх основных размеров. 20х30 см., 50х65 см., 70х100 см., 75х110 см., пастельная бумага формата 50х70 встречается очень редко. Лучше всего покупать бумагу 75х110 или 70х100 см. При разрезании её получается более удобный формат бумаги, а стоимость оказывается ниже. В качестве недорогой альтернативы бумаги для пастели можно использовать тонированную акварельную бумагу производства «Гознак», серую и коричневую оберточную бумагу. Ещё можно рисовать на некоторых сортах дизайнерской бумаги. Но сохранность работы со временем будет обеспечена только в том случае, если она выполнена на бумаге для пастели высокого качества. Лучше всего зарекомендовала себя бумага производства Италии и Франции.

Статья техника работы пастелью

 

Ссылки:

Подольский комбинат.