Денис Гаврилов

живопись, графика, обучение, фотография

Какие занятия лучше - индивидуальные или в группе? Печать

Часто, особенно у начинающих учиться, возникает вопрос: какую форму обучения рисунку и живописи выбрать? Индивидуальное обучение с преподавателем или уроки в группе? Все формы обучения имеют как свои достоинства, так и недостатки. Вот моё мнение по этому вопросу:

Преимущества индивидуальных занятий по рисунку, живописи и композиции:

  1. Ученику уделяется значительно больше внимания. При выполнении работы ошибки и недочёты выявляются преподавателем сразу же в процессе выполнения работы, что позволяет избежать формирования неправильного навыка.
  2. Преподаватель может значительно лучше учесть уровень ученика и его личные особенности при проведении занятия. На занятиях в группе обычно ориентируются на тех учеников, уровень которых средний или чуть выше среднего. Если ученик заболел, пропустил занятия, то затем ему очень сложно снова войти в рабочий ритм группы. Мало того, что он и так отстал от всех, после перерыва в обучении требуется время на восстановление ранее изученного.
  3. Восприятие речи учителя учениками имеет следующую особенность. Слова преподавателя, обращённые к ученику лично, запоминаются значительно лучше, подчас на всю жизнь. Слова, обращённые к группе, многие учащиеся запоминают не так ярко, по причине того, что воспринимают эти слова, как обращённые к другим ученикам, но не к нему самому.
  4. Эффективность индивидуальных занятий значительно выше. Преподаватель может доводить до совершенства каждый этап обучения ученика, в связи с этим качество полученных при индивидуальном обучении навыков существенно выше. Для достижения определённого уровня навыков, полученного объёма знаний требуется значительно меньше времени.
  5. Занятия проводятся по индивидуальному графику: можно поменять время начала занятия, прийти в удобное время с учётом изменившихся обстоятельств. Периодичность занятий также выбирается индивидуально 1 или 2 раза в неделю, или 3-4 для интенсивной подготовки к поступлению в художественное учебное заведение.

Недостатки индивидуальных занятий:

  1. Стоимость 1 часа занятий  несколько выше, чем занятий в группе. Но высокая эффективность оправдывает затраты.
  2. В отдельных случаях ученик теряет самостоятельность — без преподавателя не в состоянии выполнить задания. Эта ситуация поправима: необходимо систематически выполнять самостоятельную работу дома.

Преимущества занятий в группе:

  1. Ученик видит результат работы других учеников, если он научиться сравнивать, видеть, что лучше получается у других и научится делать так же, то это приносит только пользу.
  2. Если в группе создана атмосфера соревновательности, то стремление ученика сделать лучший рисунок является сильнейшим стимулом к обучению.

Недостатки групповых занятий:

  1. При плохой организации работы много времени уходит на пустые разговоры между учениками. На задание, которое можно выполнить за 3 часа, в таких условиях уходит подчас 10-12 ч.
  2. Сложно, а в группе более 10 человек практически невозможно осуществлять индивидуальный подход к обучению. Обучение изобразительному искусству в группах более 15 человек вовсе становится неэффективным.
  3. Каждому ученику уделяется значительно меньше внимания. В группе из 10 человек преподаватель за занятие в лучшем случае подойдёт 2-3 раза. Такое «преподавание», когда учитель ставит постановку и уходит «пить чай», а после приходит под конец урока, я не считаю обучением, хотя такое нередко происходит...
  4. На занятиях в группе переходят к следующему этапу обучения, когда значительная часть группы хорошо освоила предыдущий этап обучения. И это — в лучшем случае. Зачастую обучение в группе ведётся по формализованной программе, усложнение заданий происходит по расписанию, в итоге качество обучения низкое.
  5. Ученики, которые отстают от группы, теряют веру в свои силы. Распространённая причина отставания — не в отсутствии способностей, а в том, что на предыдущих этапах обучения многое было упущено и требует восполнения. Некоторые ученики, в силу индивидуальных особенностей, приобретают знания и овладевают навыками медленнее других. Когда плохо получается, ученик теряет интерес к занятиям, преподаватель видит, что ученик не старается и перестаёт уделять ему должное внимание. В группе есть старательные ученики, работа с которыми даёт результат, это интереснее для преподавателя, он старается уделять больше внимания именно им. В итоге получается замкнутый круг, в результате отстающие ученики теряют веру в то, что они смогут научиться хорошо рисунку и живописи, а впоследствии добиться высоких достижений в изобразительном искусстве.
  6. Оплата за обучение вносится сразу за большой срок. Нередко за полгода обучения. Получается большая сумма. Бывает, что деньги за пропущенные платные занятия, даже по уважительной причине (болезнь), не возвращаются. Предварительное внесение оплаты за обучение на длительный срок делает ученика своего рода заложником.

Какие занятие выбирать — личное дело каждого. Обе формы обучения имеют свои сильные и слабые стороны. На начальном этапе обучения рисунку и живописи мне видится более эффективным индивидуальное обучение. Затем, когда будут сформированы основные навыки, занятия в группе могут оказаться предпочтительнее. Очень хороший результат даёт совмещение индивидуальной и групповой форм обучения. Такой подход позволяет восполнить то, что упущено при занятиях в группе, значительно повысить эффективность обучения. В подтверждение моего мнения замечу, что в художественных школах лучшими учениками зачастую являются дети художников (папа или мама объясняли и показывали всё, что было непонятно ребёнку) и учащиеся, которые дополнительно брали уроки рисунка и живописи у репетитора.

обращены ко всем,

Предлагаю ознакомиться с условиями и записаться на индивидуальные занятия по рисунку и живописи с художником Денисом Гавриловым.

 

   © Denis Gavrilov 2010-2015