Рисунок. Задание №2. Кувшин Печать

Плоскостный рисунок кувшина.

Предлагаемое задание очень полезно для начинающих рисовать. При работе над рисунком кувшина отрабатываются основные навыки владения карандашом, техники линии, штриха. Становится точнее видение пропорций, вырабатывается умение получить симметричное, ровное изображение не только кувшина, но и предмета любой формы.

В дальнейшем, при переходе к объёмному изображению крынки, полученные при выполнении этого задания навыки окажутся очень полезными, так как совпадают с начальным этапом построения формы.

При обучении начинающих «с нуля» на уроках рисования я обязательно даю выполнять это задание.

Кувшин в этом задании также ставится на высокую подставку. В этом задании берётся кувшин без ручек, носика несложной формы. Наиболее подходящим является классическая русская крынка (или кринка). Желательно, чтобы предмет находился на уровне глаз рисующего.

Фото крынки

Начните с того, что представьте уже готовую работу, как где и что будет нарисовано. После этого легчайшим касанием карандаша наметьте место расположения горшка. Здесь нужно учесть основные правила компоновки в листе.
Во-первых, изображение кувшина должно быть соразмерно листу — не должно быть слишком большим или маленьким.
Во-вторых, правильное расположение изображения предмета для восприятия зрителем — чуть выше середины листа.

 

1 этап


Основной принцип работы в рисунке: от большого - к малому, от общего — к частному, от целого — к детали. Только так, рисуя последовательно, можно быстро научиться правильно рисовать.
Рассмотрим наш кувшин. Какой самый большой размер? Высота. Значит, сначала определяем высоту, проведём линии, соответствующие линии донышка и горлышка. После этого смотрим ширину, насколько она меньше высоты.

2 этап

После нахождения высоты и ширины проводим на глаз осевую линию посередине.

Горшок тело вращения, является симметричным предметом. Для начала основное — даже не точность пропорций. Со временем, с опытом, глаз начнёт видеть точнее и пропорции вы увидите. А вот нарисовать кувшин ровно вполне по силам начинающему и на данном этапе приоритет — симметрия. Также помните, чтобы вертикальные линии не «падали» и горизонтальные были ровными. Для контроля сверяйте линии с краями листа бумаги.

3 и 4 этапы


Следующий этап — определение высоты горлышка, затем определяем и его ширину.
Обратите внимание, что речь идёт не о горлышке и донышке в привычном понимании, как самого верха и низа крынки. Речь идёт о двух основных массах или формах, из которых состоит кувшин.
Полезно представлять эти формы как объёмные геометрические тела: горлышко — усечённый конус, донышко же похоже на луковицу (а если более обобщённо — то шар).
Рисуя стенки горлышка, обратите внимание на то, насколько они сужаются, а также на то, что линии не прямые, а слегка прогибаются внутрь.

5 этап

Донышко горшка снизу имеет вертикальную подставку. Подобная подставка у донышка бывает как цилиндрической, так и конической формы. Ширину подставки сравните с шириной верхней части горлышка.
Сверху донышка — плечики. В середине — самая широкая часть. Самая широкая часть представляет собой цилиндрическую, реже коническую форму. Но всегда отделяется 2 линиями. Верхняя линия — граница с плечиками, нижняя — переход к сужению донышка. Если смотреть на высоту донышка без учёта горлышка, то здесь важно увидеть, на каком уровне находится самая широкая часть: посередине, ниже середины или выше середины.

6 этап

Линии плечиков и донышка имеют прогиб, обратите внимание на меру изгиба. Когда рисуете, следите, чтобы симметричные линии имели одинаковый изгиб.

7 этап

Когда намечены основные линии, проверяем их, уточняем пропорции, линия становится более чёткой. Не забудьте проверить симметрию, ровность горизонтальных и вертикальных линий.

8 этап

Следующий этап — штриховка. Работайте уверенным движением руки. Старайтесь, чтобы штрихи были без петель и крючков на краях. Длинного штриха добиться трудно, используйте наложение. Если нажим на кончиках меньше при штриховке, можно добиться плавного стыка.

Начальный этап работы над штриховкой

Для получения более тёмной заливки штрихом используйте наложение. Лучше всего штрих выглядит, когда просветы между штрихами представляют собой вытянутые ромбы.
Теперь мы получили силуэтное изображение кувшина. Ещё раз проверьте пропорции. Дело в том, что глаз устроен так, что пропорции он видит не в линии, а в пятне. В соотношении темных и светлых пятен, в разности их размеров, площади, формы.


Предлагаемое задание очень полезно для начинающих. При его выполнении отрабатываются основные навыки владения карандашом, техники линии, штриха. Видение пропорций, получение симметричного, ровного изображения. В дальнейшем, при переходе к рисованию объёмных предметов, полученные при выполнении этого задания навыки окажутся очень ценными. Как более сложный вариант - рисование кувшина с ручками и носиком. Ручки и носик рисуем в самую последнюю очередь, обращая внимание на их размер и положение относительно основных форм кувшина. Рисуя ручку, постарайтесь передать правильно форму и размер воздушного просвета внутри неё.

Так должен выглядеть результат выполнения задания

Более сложный вариант  задания — изображение группы  из нескольких предметов.
Сначала намечается группа в целом, затем каждый предмет. Самое важное — правильно определить место, пропорции, массу самого крупного предмета. Затем остальные предметы изображаются в сравнении с этим предметом, помните  не только о самих предметах, но и о просветах между ними, или насколько один предмет перекрывает другой —  это не менее важно.

После того, как хорошо освоено изображение плоских предметов, можно переходить к рисунку геометрических тел. Начинать следует с рисования объемных геометрических фигур по отдельности. Следующее задание — Куб. Рисунок карандашом.