Фотоплёнка Печать

Виды фотоплёнок

Фотоплёнки можно разделить на 2 основных класса: цветные и чёрно-белые.

Цветные фотоплёнки, в свою очередь, делятся на любительские и профессиональные, есть также плёнка, относящаяся к промежуточному классу. Любительские плёнки отличаются более насыщенным цветом, а также они имеют повышенный контраст. Что касается цветового баланса, то профессиональные плёнки точнее передают цвет и, что самое интересное, ведут себя стабильнее в проявителях разных производителей. Профессиональные плёнки делятся на классы по предназначению: портретные, общего назначения, высокочувствительные, имеющие повышенную насыщенность цвета. Позитивная (или фотоплёнка для слайдов) также делится на классы по насыщенности цветопередачи, а также по цветовой температуре.

Любительские фотоплёнки лучше хранятся, не требуют хранения в холодильнике, а также сохраняют экспонированное изображение в течение длительного времени. Профессиональные плёнки имеют меньшее зерно. Профессиональные плёнки следует хранить в холодильнике, а проявить как можно скорее после съёмки.

Многие хорошие профессиональные объективы имеют высокий контраст. Поэтому с любительскими, более контрастными плёнками может получиться излишний контраст. В случае, если для фотосъёмки используется малоконтрастный объектив, то предпочтительнее любительская фотоплёнка. Невысокий контраст имеет большинство старых объективов без многослойного просветления, а также объективы компактных камер (мыльниц).

Наиболее универсальные плёнки, которыми можно снимать всё — это любительские. Среди профессиональных фотоплёнок наиболее универсальны Fuji Reala 100, Kodak Ektar 100, Fuji Provia 400X и Fuji Provia 100F, а также Kodak E100G. Эти плёнки хороши как для пейзажа, так и для съёмок архитектуры, к тому же они хорошо передают цвет лица, отлично подойдут они и для предметной съёмки.

Хороший сайт, где можно посмотреть цены на фотоплёнку в Москве и Перми, а также получить полезную информацию о времени проявки некоторых чёрно-белых плёнок.

Я не занимаюсь продажей фотоплёнки, её можно купить в специализированных магазинах Москвы, С.-Петербурга и других больших городов. Снятые с производства фотоплёнки, например Fuji Superia Reala, можно найти в продаже в некоторых фотолабораториях. Но цена будет выше, чем была в магазинах раньше. Тем, кто живёт в провинции, а также при покупке больших количеств фотоплёнки, выгоднее покупать на аукционе Ибэй и в онлайн-магазинах с пересылкой по почте.

В настоящее время ассортимент производимой фотоплёнки значительно сократился. По моему мнению, фирмы Фудзи и Кодак договорились, что не будут выпускать конкурирующие между собой фотоплёнки.
После выхода Kodak Ektar Фудзи перестали продавать Реалу 100 во всём мире, кроме Японии. Фудзи свернули производство киноплёнки, а Кодак оставил. В свою очередь, Кодак снял с производства слайд, оставив эту нишу Фудзифильму.

Некоторые плёнки в настоящее время производятся спеиально для Ломографического общества и продаются на его сайте https://shop.lomography.com/en/films.

Проявление фотоплёнки

Цветную обращаемую плёнку проявляют по процессу E-6, цветную негативную фотоплёнку, а также монохромную плёнку, проявляют по процессу C-41. Проявлять фотоплёнку я рекомендую в профессиональной фотолаборатории. Проявка в «булочной за углом» может привести к непоправимым последствиям... Лучший результат можно получить в проверенной профессиональной лаборатории. Также возможна самостоятельная проявка в одноразовых растворах (проявку цветных фотоплёнок делают в некоторых профессиональных фотолабораториях). Для проявки дома с химией Tetenal не требуется дорогостоящее оборудование. Подробно про проявку дома цветных негативных фотоплёнок можно прочитать здесь.

Чёрно-белую фотоплёнку лучше всего проявлять собственными силами. Это позволит достичь наилучшего качества, учитывая тип пленки и желаемый результат (плотность и контраст, зернистость, от метода проявления даже зависит «рисунок» зерна). Для каждого типа чёрно-белой плёнки существуют проявители, в которых эту плёнку лучше всего проявлять. Самый универсальный - Кодак Д76. Для начала удобнее использовать проявитель Agfa Rodinal. Его просто разводить, хранится долго. Подробнее о проявке чёрно-белой фотоплёнки можно прочитать здесь.

Печать с фотоплёнок

Сейчас основная проблема, где хорошо напечатать снимки с фотоплёнки. Дело в том, что оптические (или аналоговые) минифотолаборатории (минилабы) в настоящее время почти нигде не используются. В Москве мне известно только 3 фотолаборатории, где ещё держат аналоговые машины. Это фотолаборатория «Фотолюкс» на Соколе, фотолаборатория в Измайлово и на Парке Культуры в ТАСС. Машинная оптическая печать с плёнки стоит недорого. Для печати больших форматов и наиболее ценных кадров предпочтительнее ручная печать, которая стоит значительно дороже. Я могу рекомендовать ручную печать в «Фотоклубе» около метро «Киевская» и в фотолаборатории «Фотолаб» на Кузнецком мосту.

Немного подробнее о моем опыте печати в фотолаборатории Фотолюкс, по адресу: Ленинградкий проспект, д. 75. Это одна из последних в Москве лабораторий, в которой имеется оптический минилаб. Печать с плёнки напрямую заведомо лучше, чем на цифровом минилабе. К сожалению, последнее время оптическая машина работает непостоянно, нужно звонить и спрашивать. Что касается качества печати, то предпочтительнее печатать фотографии в присутствии клиента (об этом нужно заранее договориться по телефону). В таком случае вы сразу получите нужный результат. Если же вы оставили фотографии, но при получении что-то не нравится, то фото переделывают. Печатают на бумаге до формата 30х45 см. Есть печать на черно-белую фотобумагу «Профото», на ней можно получить ч/б фото и с цветных плёнок. Плёнку проявляли не всегда хорошо, бывал разбаланс по цветам.

Несмотря на некоторые затруднения с проявкой и печатью, фотографии с плёнки, снятые хорошим объективом и напечатанные на цифровой машине, всё равно выглядят лучше, чем фотки с цифровой камеры-мыльницы.

Лучший вариант — ручная печать с фотоплёнки, но цена за отпечаток высока. Для себя я выбрал такой путь: я сканирую плёнки, наиболее удачные кадры печатаю в цифровой лаборатории (полученные мною сканы выше качеством, чем те, что даёт минилаб, к тому же обработаны не на автомате, а так, как я считаю нужным), некоторые фотографии я отдаю в ручную печать.

 

Fuji Superia Reala 100

Моя любимая негативная пленка для съемки пейзажа. Плёнка даёт естественный цвет в пейзаже. Хорошо воспроизводит цвет кожи. Особенно красивы разнообразные оттенки зелёного цвета. Примеры фотографий, снятых на Фудзи Реала: фото 1, фото 2. В настоящий момент плёнка производится небольшими партиями и продаётся только в Японии. Плёнку Fuji Reala можно приобрести с пересылкой по почте на аукционе ebay.com и на сайтах японских магазинов и аукционах.

На международном рынке взамен ей фирмой Fujifilm ничего не предложено. Наиболее близки к Реале по цветопередаче пленки Kodak Ektar 100, Fuji Superia 100 и Fuji Pro 160S. На аукционе eBay можно приобрести эту плёнку в версии для японского рынка под названием Reala Ace, цена упаковки из 3 роликов по 36 кадров очень высока, около 70 долларов США.

Недавно я отснял последнюю плёнку Реалы из старых запасов. Отсканированную фотографию можно посмотреть здесь.

Fuji Superia 100

К сожалению, снята с продажи, по цветопередаче довольно близка к Реале. Несколько больше зерно. Эта плёнка сейчас продается только на внутреннем рынке Японии. Для жителей других стран есть возможность купить через Интернет-аукцион (например, ebay.com) и получить по почте.

Fuji Superia 200

Несколько более контрастная и зернистая, чем Fuji Superia 100.

Фотографии, снятые камерой Olympus µ[mju:]-II (2):

Цветы в Париже, Фрагиент Эйфелевой башни, река Сена

Fuji Superia 400

Цвет, насыщеннее, чем у Fuji Pro 400H, но и зерно заметнее.

Fuji Pro 400H

Пожалуй, эта плёнка самая мелкозернистая среди негативных 400-ок. Отлично подходит для съёмки портретов. В пейзаже хороша для съёмки в пасмурную погоду. Хорошо переносит съёмку с повышением чувствительности (пуш процесс).

Fuji Pro 160S

Портретная плёнка. При съёмке получается естественный цвет кожи. Контраст невысокий. Хороша для съёмки на солнце и когда требуется более мягкое изображение. Эта и другие портретные плёнки имеют холодный оттенок, который особенно заметен в зелёных цветах.

Fuji Pro 160C

Для съёмки портретов я предпочитаю брать эту фотоплёнку. У неё несколько выше контраст и насыщеннее цвет, чем у Fujifilm 160S.

Fuji Provia 400X

Плёнка с естественной цветопередачей. Мне нравится, как она передаёт цвет лица человека. Зерно мелкое, у некоторых плёнок чувствительностью 100 аналогичные показатели зернистости. Я иногда снимал на эту плёнку как на 800 (режим проявления пуш +1), результат значительно превосходил негативные плёнки 800. Разрешение выше, зерно малозаметно, цветопередача очень естественная, единственный минус — несколько завышенный контраст. В то же время есть фотографы, которые снимают на эту плёнку с понижением чувствительности (пул -1). В результате получают мелкозернистое изображение с естественной цветопередачей.

Примеры снимков, пуш+1 (как 800): портрет, вечерний город

Fujifilm Pro 800Z

Самая мелкозернистая среди пленок чувствительностью 800. По моему опыту, реальная чувствительность этой пленки ниже заявленной, поэтому я рекомендую выставлять чувствительность 640 на камере, а при съемке как на 800, при проявлении делать пуш + 1/3 или 1/2.

Fuji Provia 100F

Плёнка с естественной цветопередачей. Хороша для съемки пейзажа при ярком солнечном свете, особенно зимой, для предметной и репродукционной съемки. Исключительно мелкое зерно (можно утверждать, что его нет) и высокая детализация. Но цвет немного синеват, иной раз кажется вялым. Я считаю, что Kodak E100G лучше. Для примера сканированный снимок, сделанный зимой на Провию.

Fuji Velvia 100F

Яркая, насыщенная цветопередача. В то же время, имеет высокий контраст, поэтому подходит не для всех сюжетов. Цветовой баланс у этой плёнки не очень ровный, синий имеет фиолетовый оттенок. Для получения хорошего результата с этой плёнкой нужно изрядно повозиться. В настоящее время снята с производства.

Примеры сканов с плёнки Вельвия: закат, зимний день, сумерки, Покровский собор в Измайлово.

Fuji Velvia 50

Пожалуй, самая лучшая фотоплёнка для пейзажа. Имеет исключительно мелкое зерно и высокую резкость. Контраст меньше, чем у плёнки Вельвия 100, что позволяет лучше передать тени. Цветопередача насыщенная, но при этом достаточно точная, в отличие от Fujifilm Velvia 100F. Света имеют тёплый оттенок, что является некоторым плюсом. Пример скана с этой плёнки:

Электрозавод, дикие гвоздики.

 

Kodak Gold 100

У этой плёнки довольно высокий контраст. Кажется, тоже снята с производства. Зернистость фотоплёнок серии Kodak Gold выше, а детальность ниже, чем у любительских плёнок Fujifilm.

Kodak Gold 200

По сравнению с проф. плёнками у этой плёнки чуть крупнее зерно. Зимние фото на эту плёнку: фото 1

Kodak PROFOTO 100 XL

Одна из самых недорогих фотоплёнок. Заточена под портретную съёмку. В доцифровую эпоху она использовалась фотографами, «бомбившими» детские сады и школы. Реальная чувствительность этой плёнки ISO 160, на неё можно снимать, как на 200-ку. Цвет при этом будет менее насыщенным.

Я считаю, что в этой ценовой категории плёнка Фудзи Суперия 200 будет предпочтительнее.

На эту плёнку я снимал немного. Снимать пейзажи на неё мне не понравилось, т.к. она бедно передаёт зелёный и синий цвета.

В настоящее время производится под названием Kodak Pro Image 100 Professional.

Примеры: фото из окна.

Kodak Ektar 100

Самая новая разработка среди фотоплёнок. Очень мелкое зерно, умеренно насыщенный цвет, широкий диапазон передаваемых яркостей сюжета. В чём-то похожа на Фудзи Реала 100. При точном экспонировании и безупречном соблюдении условий проявления, получается весьма убедительный, естественный цвет, плотные света и прозрачные тени, без чёрных провалов. Эта плёнка позволяет снимать красивые закаты. По сравнению с давно снятой с производства плёнкой Кодак Эктар 25, у новой плёнки зернистость чуть меньше. Среди недостатков отмечу пурпурный оттенок, особенно в тенях. Вообще, фиолетовые тени свойственны многим плёнкам фирмы Кодак. Несмотря ни на что, эта плёнка является лучшей негативной плёнкой, имеющейся сейчас в продаже. Фотоплёнка Кодак Эктар 100 чувствительна к недодержке при съёмке и к качеству проявки. Рекомендую выставлять значение ISO 80 при съёмке, возможно, что результат понравится больше.

Для сравнения снимок одного сюжета на плёнку Фуджи Реала 100 и Кодак Эктар 100. Обе фотографии сняты объективом Zuiko Macro 50/3.5.

Ещё фото с фотоплёнки Ektar: закат, ещё закат. Сделанный весной снимок с луной.

Kodak E100G

Отличная слайдовая плёнка, естественная цветопередача. Универсальная, хороша для пейзажа, портрета, репродукций. При сканировании очень хорошо вытягиваются тени. Снята с производства (но пока можно найти в продаже, есть сведения о том, что эта плёнка будет производиться на непостоянной основе). Сейчас фирма Кодак на грани банкротства. Выпуск всей слайдовой фотоплёнки прекращён. Ассортимент негативной плёнки существенно сократился. Были попытки собрать заказы фотографов для возобновления производства этой плёнки небольшими партиями, но они не увенчались успехом...

Kodak Supra 100

Плёнка, которая мне очень нравилась. Супра 100 давала естественный цвет, очень хороша была для вечерней съёмки. Плёнки, пришедшие ей на смену, имели более высокий контраст и не позволяли получить того результата, что давала эта фотоплёнка. Когда я сканировал давно отснятые плёнки серии Кодак Супра, я заметил, что по цветопередаче они очень похожи на современный Эктар 100, но характеристики по зернистости и резкости у новой плёнки стали существенно лучше.

Kodak Portra 160 NC

Плёнка с естественной цветопередачей, мелкозернистая. Если сравнивать с Fuji 160S, то у Фудзи зерно менее заметно. Кожа человека излучает инфракрасный свет. Это приводит к неестественному воспроизведению цвета кожи как универсальными плёнками, так и матрицами цифровых фотокамер. При создании портретных плёнок этот фактор учитывается. Но при съёмке человека видны искажения других цветов, особенно зелёных и синих. При съёмке портрета на природе я рекомендую выбрать нейтральный фон: стену дома и т.п.

На плёнку Кодак Портра можно снимать пейзаж, архитектуру. Цвет получается мягче, чем на другие фотоплёнки.

Kodak Portra 400

Плёнка с естественной цветопередачей. Я предпочитаю Кодак Портра 160 из-за более мелкого зерна.

Kodak TMax100

Мелкозернистая пленка, позволяет получить красивую тональность снимка. Её лучше всего проявлять в проявителе Kodak TMax.

Kodak TMax400

Плёнка даёт хорошую резкость, но более зернистая, чем Kodak TMax100.

Пример отсканированного с плёнки кадра, снятого на Kodak TMax400 можно открыть по ссылке.

Kodak TMax3200

Снята с производства.

Одна из последних в Москве лабораторий, в которой имеется оптический минилаб. Печать с плёнки напрямую заведомо лучше, чем на цифровом минилабе. К сожалению, последнее время оптическая машина работает непостоянно, нужно звонить и спрашивать. Что касается качества печати, то предпочтительнее печататься в присутствии. Тогда получите нужный результат. Если вы оставили фотографии, при получении что-то не нравится, то фото переделывают. Печатают на черно-белую пленку Профото, на ней можно получить ч/б фото и с цветных плёнок. Плёнку проявляли не всегда хорошо, бывал разбаланс по цветам.