Как выбрать фотоаппарат Печать

Нередко меня спрашивают, какую фотокамеру лучше купить?

Ответ на этот вопрос, весьма труден, в первую очередь, потому, что не всегда ясно, что сам спрашивающий хочет от будущей камеры. Что предполагается снимать, насколько часто и, наконец, для чего.

Сначала возникает вопрос, цифровая или плёночная камера лучше. Есть доводы как за, так и против, выбор зачастую делается неудачно, на него оказывается сильное влияние рекламы и стремление человека угнаться за модой. Сейчас модно снимать на цифровую камеру, а через несколько лет, когда спрос на эти камеры насытится, производители в своей рекламе могут объявить, что настоящая фотография — это на плёнку, и начнётся ренессанс плёночной техники или придумают более новую технологию съёмки. Если требуется снимать несколько кадров в год — зачем нужна дорогая цифровая камера? Для подобного стиля съемки вполне годится плёночная камера, которая, возможно, и так имеется в наличии. Зачем тратить деньги на лишнюю камеру? Такой довод в пользу цифры — не будет трат на покупку плёнки, не действует, если вы фотографируете немного, затраты на фотоплёнку всё равно выйдут меньше, чем разница в стоимости плёночной и цифровой камеры.

Ещё один миф — «качество цифровых снимков лучше». Детализация отпечатка большого формата с кадра 24х36 мм., снятого на хорошую цветную плёнку, будет соответствовать цифровому снимку с матрицы 20-25 Мегапикселей. Разрешение лучших чёрно-белых плёок примерно соответствует 30 Мп. То есть качество снимков, полученных с плёночной камеры, соответствует качеству снимков с цифровых камер с полноформатной матрицей. Камеры с матрицей маленького размера уступают плёнке. В первую очередь, потому, что меньший размер матрицы делает снимки менее объёмными. Также необходимо иметь в виду, говоря о детальности снимка, что вполне достаточно честных (содержащих детали) 6-8 Мп., при условии, что снимок рассматривается с оптимального расстояния, равного 2 диагоналям. По цветопередаче плёнка даст более естественный цвет, особенно это касается цвета кожи человека. В то же время, цифровые камеры позволяют получить лучший результат при съёмке на высокой чувствительности, по сравнению с плёнкой. Сейчас большинство лабораторий не печатают фото с плёнки напрямую (оптическим способом), а печатают цифровым способом, когда кадр сканируется и печатается, как цифровой. При этом качество печати становится ровным, усреднённым, автоматическая обработка делает снимки однообразными и плоскими. Лучше всего печатать с плёнки оптическим способом, если не все, то хотя бы самые лучшие фотографии. Я сам сканирую плёнки на сканере Nikon и обрабатываю кадры по своему усмотрению. Отдавая их в печать, я прошу, чтобы снимки не обрабатывались при печати.

Для семейного альбома, когда цель — сохранить на годы память о людях и событиях, лучшим я считаю использование плёночной камеры. Во-первых, плёнка позволяет легче получить естественный цвет кожи. Во-вторых, сохранность снимков с плёнки значительно лучше. Владельцы цифровых камер редко или вовсе не печатают снимки, а рассматривают их с монитора. Цифровые носители не являются надежными, нередко диски перестают читаться, устаревают носители и т.п.

Таким образом, если важно качество, то имеет смысл только покупка цифровой камеры с матрицей 24х36 мм.

Если нет возможности купить полнокадровую цифровую камеру, то вместо «кропнутой» камеры лучше приобрести хорошую плёночную камеру. На вторичном рынке можно недорого купить плёночную камеру профессионального класса в отличном состоянии. Такая камера прослужит долго. Можно найти и абсолютно новую камеру.

Средний формат для увлечённого фотолюбителя

Если высочайшее качество снимка является основным фактором, то я рекомендую приобрести камеру среднего формата. В этом профессиональном сегменте нет плохих камер и объективов. Камеры, произведённые в СССР, на Украине и в ГДР, недороги, но, архаичны и, что самое печальное, менее надёжны. В последнее время цена плёночных шведских камер Hasselblad, немецких Rolleiflex, японских Mamiya, Пентакс, Fuji стала ниже. Отлично зарекомендовали себя недорогие японские камеры фирмы Bronica. Можно купить великолепный комплект СФ, по цене, примерно равной цене комплекта 35 мм. камеры, но при значительном выигрыше в качестве. Недостаток — меньшая оперативность съёмки и значительный вес. Сейчас доступен целый ряд старых моделей цифровых задников. Многие фотографы очень хорошего мнения о цвете, который можно получить с цифрового задника Kodak ProBack разрешением 16 мегапикселей. Одна из доступных камер — PENTAX 645D. К ней есть много автофокусных и неавтофокусных объективов Пентакс, имеющих очень хорошие оптические качества. Снимать ею можно также СФ объективами других фирм через переходники.

Среднеформатная камера рекомендуется в основном для пейзажа, съемки интерьеров, для постановочных портретов высокого качества. Качество, которое дают камеры большого формата, ещё выше.

Цифровые зеркальные камеры

Из основных производителей цифровых камер на рынке сейчас остались: Canon, Fujifilm, Leica, Olympus, Nikon, Pentax, Sony (купили разорившуюся фирму Minolta), фирмы Panasonic, Samsung и Sigma активизировались на рынке фототехники с приходом цифры. Наиболее развитые фотосистемы в настоящее время у Canon и Nikon. Отдельные удачные камеры есть у каждого производителя. Есть и менее удачные. При выборе подержите разные камеры в руках, посмотрите в видоискатель. После того, как увидите, что камера «легла» в руки, то её и покупайте. Но не менее важно посмотреть не только на те снимки, которые камера сама обрабатывает, так и после самостоятельной обработки. Есть камеры, которые создают неудачные снимки в Jpeg, но снимки в RAW с них позволяют получить отличный результат. К тому же, дело личного вкуса — кому-то нравятся яркие снимки, а кому-то они покажутся безвкусными. Обязательно сделайте несколько снимков и напечатайте их перед покупкой.

При выборе системы зеркальной камеры следует обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Нужен автофокус или нет? Мне для съёмки пейзажей, пересъёмки картин автоматическая фокусировка не нужна. Как правило, неавтофокусные камеры имеют более светлый видоискатель (только старые камеры, вроде «Зенитов», имеют тёмный видоискатель, к тому же в них отражена только часть кадра, поля срезаны), в них нет лишней информации (датчики и т.п.) отвлекающей от построения композиции в кадре. Я поставил в свою камеру чистый матовый экран. По этой теме рекомендую прочитать статью Павла Боярова «Точность фокусировки» в журнале «Фотомагазин» (№4/2001). Объективы с ручным фокусом надёжнее и долговечнее. Для поездки в труднопроходимые места, где не будет ни электричества, ни интернета, надежная механическая камера с неавтофокусными объективами — самый лучший вариант. Также необходимо помнить о том, что системы автоматической фокусировки в недорогих камерах рассчитаны на съемку на прикрытых диафрагмах (5.6 и менее). Камера не знает, на что следует фокусироваться, например, при съемке портрета: на зрачок, на бровь или на пуговицу? Автофокус плохо работает на краю кадра или вовсе отсутствуют датчики АФ. Некоторые фотоаппараты имеют функцию фокусировки по направлению взгляда фотографа, но доказано, что инфракрасное излучение датчиков может нанести вред глазу. Практика показывает, что если у фотографа хорошее зрение, он внимателен, у него хорошая камера со светлым видоискателем, то брака при фокусировке он допустит значительно меньше, чем самая совершенная камера с автофокусировкой.
  2. Можно ли использовать мануальные объективы с цифровыми камерами? С автофокусными объективами просто — производители остались на рынке. Только фирма Kyocera ушла с рынка фотокамер. Старые объективы фирмы Никон ставятся на современные камеры (но с любительскими зеркальными камерами есть много ограничений). Старые объективы Сanon FD нельзя поставить на АФ камеру. Благодаря этому они стали дёшевы. Есть фотографы, считающие, что старые объективы этой фирмы лучше, чем нынешние. Такая же ситуация с неавтофокусными объективами Minolta. Объективы Nikkor, Zuiko OM, Pentax, Leica R, Zeiss, резьбовые М42, ставятся на камеры Canon EOS и цифровую Лейку М через переходник. Ещё есть подзабытая система 35 мм. Rollei. Как показала практика, камеры оказались ненадёжными. А объективы - великолепны. Объективы стоят недорого, их можно переделать под байонет Кэнон. В последнее время возможность установки объектива на цифровую камеру повлияло на цены — те объективы, которые не ставятся на цифру, стоят дешевле. В то же время, многие резьбовые объективы М42 имеют завышенную цену, несмотря на то, что по качеству уступают многим аналогичным по цене и иногда более дешёвым. Причина в том, что их можно поставить на любую цифровую камеру (только на Никоне не будет бесконечности, а переходник с линзой ухудшает качество изображения).
  3. На Olympus 4/3, камеры нового стандарта micro 4/3, и появившиеся вслед за ними беззеркальные камеры Сони и Самсунг можно поставить любой объектив от старой камеры, в том числе от дальномерной с резьбой 39 мм. и с байонетом Leica M, некоторые объективы для кинокамер. Для использования с объективами разных систем наиболее популярны камеры Sony NEX, в том числе из-за невысокой цены. Привлекательна новая камера Sony NEX-7, имеющая встроенный электронный видоискатель. Я предполагаю, что этой камерой будет удобно работать с любым объективом через переходник на любых диафрагмах. Недавно появилась новая беззеркальная система со сменными объективами у фирмы Фуджифильм — камера Fujifilm X-Pro1 с тремя объективами. Пока смущает только высокая цена камер Fujifilm X-Pro1 Sony и NEX-7, ведь если добавить немного денег, то можно купить камеру Canon EOS 5D Mark II.
  4. Доступность некоторых объективов. На старые камеры несложно найти объективы, которые выпускались массово. Те, которых было произведено меньше, например, объективы Olympus OM 18, 21 мм. редкие и дорогие. Объективы (и камеры), которые стали желанными предметами для коллекционирования, ещё дороже. При выборе системы обратите внимание не только стоимость камеры, но и оцените, во сколько обойдётся покупка набора оптики к ней.
  5. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием предпочтительнее, чем зумы. Есть много хороших зумов. Но лучшие фиксы всё равно их превзойдут.
  6. Общий вес системы. Вес камеры Олимпус ОМ с 3 объективами (Zuiko 28/2.8, Zuiko 50/1.8 и Zuiko 100/2.8), или появившихся под их влиянием камер Pentax MX и Pentax LX, будет чуть больше килограмма. А аналогичный комплект с иной другой камерой может весить около 2 кг.

Ещё один вопрос, который часто задают: покупать новое или бывшее в употреблении фотооборудование?

Я считаю, что цифровую камеру, вспышку лучше покупать новыми. Иногда от них «избавляются» из-за скрытых дефектов электроники, которые можно не заметить при покупке. Объективы, плёночную камеру (особенно механическую) можно покупать бывшие в употреблении. Помимо того, что они дешевле, чем новые, если приобретены не по завышенной цене, впоследствии их можно продать за те же деньги, что и купили. Новая фотокамера теряет часть своей стоимости сразу же после покупки.

Механические объективы с ручной фокусировкой надёжнее и долговечнее автофокусных. Нередко они компактнее и легче (особенно производившиеся фирмами Olympus и Pentax). Цена на многие старые объективы ниже, чем на современные. У объективов, произведённых начиная с 70-х годов 20 века, особенно с многослойным просветлением, оптическое качество не уступает современным. Только некоторые современные сверхширокоугольные объективы и зум-объективы, в которых применены асферические линзы, новые сорта стёкол, лучше старых. Некоторые старые объективы очень интересно проявили себя на цифровых камерах. Их популярность привела к росту цен.

В настоящее время некоторые фирмы производят новые объективы с ручной фокусировкой. Лучшими являются объективы, производимые под марками Zeiss и Voigtlander.