Как сфотографировать картину Печать

Репродукционная съёмка

 

Выбор фотокамеры и объектива

Зависит от требований к качеству изображения. Для выкладывания в сеть интернет требования не очень высокие.

Для печати фотографий и репродукций небольшого формата требования выше.

Объектив для фотографирования картин.

Требования к объективу: высокое качество изображения по всему полю изображения, точная цветопередача, отсутствие дисторсии, хорошая проработка деталей в светах и тенях. Зум-объективы являются худшими для репродукционной съёмки. Во-первых, они часто имеют дисторсию. В том случае, если дисторсия переходит из бочкообразной в подушкообразную, можно найти среднее положение, при котором дисторсии не будет. Иногда встречаются объективы, у которых дисторсия в центре и на краях изображения различается. Такое изображение очень сложно исправить в графическом редакторе.

Штатные объективы от 45 до 60 мм. со светосилой 1,7-2.8, как правило, выполнены по симметричной или полусимметричной оптической схеме. Обеспечивают высокое качество изображения. Дисторсия незначительная (в пределах 1-1,5%)

Штатные объективы со светосилой 1.2-1.4, как правило, менее пригодны для репродукционной съёмки. У них чуть больше дисторсия (до 2%), зачастую хуже качество изображения по краям.

Умеренные телеобъективы (70-100 мм.) очень хорошо подходят для репродукционной съёмки. Они имеют минимальную дисторсию, высокое качество изображения по полю кадра. При съёмке таким объективом неточности в установке камеры по оси картины меньше повлияют на результат.

Макрообъективы лучше всего подходят для репродукционной съёмики. Подавляющее большинство макрообъективов избавлены от дисторсии, имеют высокое качество изображения в центре и по краям кадра. Некоторые объективы имеют систему коррекции для съёмки на близких дистанциях CRC - перемещаются один или несколько элементов конструкции. Эта схема используется в макрообъективах Olympus OM.

Рекомендуемые объективы:

Carl Zeiss S-Planar 60mm f/2.8, Leica Macro-Elmarit-R 60 mm f/2.8, Olympus OM 50/2 Macro, Olympus OM 50/3,5 Macro, Olympus OM 90/2 Macro, Olympus OM 100/2, Olympus OM 100/2.8, Nikon Micro-Nikkor 55mm 1:2.8 — объективы с ручной фокусировкой, можно через переходник поставить на камеры Canon EOS и беззеркальные камеры, очень хорошо подходят для пересъёмки картин.

Voigtlander APO-Lanthar 90mm F3.5 SL, Carl Zeiss 100 mm f/2.0 Macro Planar T*, Carl Zeiss 50 mm f/2.0 Macro Planar T* (сейчас выпускаются как Carl Zeiss Milvus 2/50M и Carl Zeiss Milvus 2/100M, оптические схемы не менялись) — отличные объективы, имеют связь с камерой и автоматическую диафрагму. У этих объективов удлинённый ход фокусировочного кольца для высокой точности фокусировки.

Автофокусные объективы: можно рекомендовать практически любой современный автофокусный объектив.

Цифровые фотокамеры фирмы Canon позволяют получить наиболее точный цвет при репродукционных работах. Менее всего подходят камеры Никон. Вот, что о них пишет фотограф Александр Титов, известный также как создатель цветовых профилей для разных камер. «Такое ощущение, что Никон говорит фотографам: «Вам сколько нужно цвета? Сколько вешать в граммах? Вот столько? Ну и получите, распишитесь. И ни граммом больше!»»

Освещение картины

Равномерность освещения лучше всего проверить экспонометром с плоской насадкой. Требуется сделать замеры в центре и по углам. Разница в освещении в 1/3 EV не видна при съёмке на глаз, но на фотографии будет заметна. Замер освещённости для определения экспозиции также лучше всего производить экспонометром (при съёмке со вспышками флешметром) с помощью плоской насадки или утопленной круглой насадки. Если замер осуществляется внутрикамерным экспонометром, то лучше использовать матричный замер. В большинстве случаев он будет точен. Но если сюжет очень тёмный или очень светлый, то небольшую корректирующую поправку стоит внести (на 1/3-2/3 EV). При центровзвешенном замере поправка может быть до 1,5-2 EV.

Естественный свет от окна. Оконное стекло имеет зеленоватый оттенок и влияет на цвет. Если окно открыть, то света станет больше, зеленватый оттенок исчезнет. Картину следует располагать перпендикулярно окну, чтобы свет освещал её сбоку. С противоположной стороны устанавливается отражатель из белой бумаги для равномерного освещения. Влияние других источников света при съёмке следует исключить.

Если есть возможность, то лучше всего снимать вне помещения или в помещении со стеклянным потолком в пасмурную погоду. Прямые лучи солнечного света,  а также отражённые от рядом расположенных поверхностей дадут неравномерное по освещённости и цвету освещение.

Освещение вспышками. Самая простая схема, дающая хороший результат в большинстве случаев. Основная вспышка направлена в потолок, картина освещается отражённым светом. Достаточное ведущее число 30 в широкоугольном положении. Снизу, на полу, располагается лист белой бумаги, который освещает дополнительная вспышка, её мощность в 2-3 раз ниже. Такая схема позволяет осветить равномерно картину шириной до 1,5-2 метров.

Освещение галогенными лампами. Галогенные лампы имеют полный спектр. Можно использовать прожекторы, опять-таки направив их в потолок и в отражатель на полу. При свете галогенных ламп удобно наводиться неавтофокусными объективами. Для точной цветопередачи иные источники света (кроме аналогичных галогенных ламп) должны быть исключены. Настоятельно рекомендуется использовать стабилизатор напряжения сети, так как цветовая температура ламп от него зависит.

Люминисцентные лампы улучшенной цветопередачи (Ra>90). Имеют неравномерность в спектре. Что касается бытовых, то с ними ситуация ещё хуже.

Светодиодные лампы. Теоретически, спектр их более ровный, чем у люминисцентных ламп. Однако, на практике установлено, что колорметры (кроме новейших моделей) неточно определяют цветовую температуру светодиодных светильников. Насколько правильно матрицы цифровых камер фиксируют цвет при освещении светодиодными лампами? Пока светодиодные источники света практически не применяются в фотосъёмке. Если их использовать, то только с лучшими характеристиками.

Софтобкы могут быть установлены справа и слева, если картина небольшая. Для больших полотен используют 4 источника света по углам.

Особенности съёмки графики

Иногда графические работы находятся под стеклом. Это очень затрудняет съёмку. Блики, незаметные для глаза, очень отчётливо проявляются на фотографии. Настоятельно рекомендуется вынимать работы из рамы со стеклом. Если вынуть работу из рамы невозможно, что за фотокамерой следует натянуть полотно из чёрной ткани. Можно в середине полотна вырезать отверстие для объектива и натянуть его перед камерой, оставив только объектив.

Освещение лучше ставить под углом 45 градусов.

Особенности съёмки картины, написанной масляными красками

По возможности съёмку лучше провести до покрытия картины лаком. Некоторые пожухшие места рекомендуется обработать ретушным лаком, подсушить в течение 7-10 дней до съёмки. Для рекламы, каталогов картину принято фотографировать без рамы. Иногда, конечно, используется фото с рамой, но лишь в качестве дополняющего основное.

Если покрытая лаком картина сильно отсвечивает, то угол освещения уменьшают, также используют чёрную ткань (как при съёмке графики под стеклом).