Денис Гаврилов

живопись, графика, обучение, фотография

Конструктор Йошихиса Майтани ( Yoshihisa Maitani) Печать

Великий японский конструктор Йошихиса Майтани

 

 

 

30 июля 2009 года в возрасте 76 лет умер дизайнер фирмы Olympus, Yoshihisa Maitani

Yoshihisa Maitani создал такие камеры, как Olympus PEN, ΟМ-1 , ОМ-2 и остальных камеры серии ОМ, XА, многих других фотоаппаратов. Помимо этого, он является создателем многих объективов к этим камерам.

Майтани работал в компании Olympus с 1956 (тогда ему было 23 года) до 1996 г., затем оставался в качестве консультанта.

Успех Майтани как инженера обусловлен не только его знанием техники и изобретательностью, но и тем, что он сам был увлечённый фотограф и прекрасно понимал, какая техника необходима для фотографа. При проектировании он не копировал то, что уже имелось, а старался выявить и исправить недостатки камер, притом которые недостатки были незаметны в силу того, что к ним привыкли. Несомненно, талант инженера проявлялся и в том, что Майтани мог предвидеть, какая камера будет удобна и востребована фотографами.

Камеры, которые создал Майтани, были передовыми для своего времени. Основным их преимуществом были простота использования и малые размеры. Многие стереотипы, тормозившие развитие дизайна фотокамер, были преодолены. До прихода Майтани фирма Olympus была не самой крупной, фотопроизводство не приносило крупной прибыли. Можно сказать, тогда ситуация была схожей с нынешним положением дел на фирме Olympus. Благодаря успеху камер, созданных Майтани, Олимпус вышел в лидеры японского фоторынка. Были годы, когда фирма лидировала по количеству проданных зеркальных камер. Йошихиса Майтани оказал значительное влияние на дизайн фотокамер, впоследствии многие камеры других фирм создавались в подражание камерам Олимпус ОМ. Это фотокамеры Pentax MX, Pentax LX, Nikon FM, Nikon FM-2, Nikon FM-3a, Minolta X-700 и некоторые другие.

Подробно о Майтани можно почитать на английском сайте здесь.

Жизненный путь Йошихиса Майтани

1933 год. Йошихиса Майтани родился в японском городе Онохара, округ Михо, префектура Кагава, Шикоку. Он был третьим по счёту сыном в семье крестьянина, выращивавшего рис для изготовления сакэ и соусов.

1943 год. В возрасте 10 лет мальчик изготовил для себя первую фотокамеру.

1956 год. Поступил на работу в фирму Olympus Optical Co. Ltd..

1959 год. Дальномерная полукадровая фотокамера Olympus Pen. За всё время производства продажи плёночных камер серии Pen достигли 10 миллионов штук.

1963 год. Вышла в свет камера Olympus Pen-F

1969 год. Создан прототип камеры для системы Olympus M, который известен как MDN или OM-X.

1972 год. Представлена камера Olympus M-1. Через год была переименована в OM-1.

1973 год. Создана фотокамера с автоматическим режимом приоритета диафрагмы Olympus OM-2.

1979 год. Компактная камера Olympus XA. Предшественница современных компактных камер.

1981 год. Olympus XA победитель конкурса Japanese Industrial Good Design Grand Prix Award. Запущена в производство последняя полукадровая камера Pen EF.

1983 год. Начало производства новой модели профессиональной камеры Olympus OM-4.

1984 год. Создана профессиональная механическая камера Olympus OM-3.

1985 год. Камера Trip 35 получила приз Japan MITI Long Lived Design.

1986 год. Olympus OM-4Ti новый вариант в титановом корпусе.

1988 год. AZ-300 победитель Европейского конкурса компактных камер European Compact Camera '88-'89 Avard.

1990 год.  Увидела свет инновационная разработка фирмы, зеркальная камера с несменным зум-объективом Olympus IS-1000.

1991 год. Компактная фотокамера Olympus [mju:]-1. Она положила начало успешной серии компактных камер. Эта камера была выбрана официальной камерой совместного англо-советского полета в космос Anglo-Soviet Juno Space Mission.

1992 год. Майтани удостоин премии 1992 PMA Hall of Fame Award. Вместе с 2 коллегами, разработчиками системы Olympus OM, Еичи Сакураи и Мицуо Кавазое, дал интервью для журнала Camera Review - Classic Camera Senka No. 20.

1994 год. Майтани вручена премия за достижения в науке и технике 1994 года Science and Technology Agency's Director General's Award.

Последняя профессиональная камера Olympus OM-3Ti в титановом корпусе.

1996 год. 30 июня Майтани оставил свой пост управляющего компании Olympus optical Co. Ltd. и продолжал работать в качестве аудитора по продажам в японском отделении фирмы.

2009 год. Величайший японский дизайнер фототехники скончался 30 июля в возрасте 76 лет.

 

 

Интервью с Йошихиса Майтани, Гонконг, 1976 г. из журнала Hong Kong Photography

30 сентября 1976 года, господин Йошихиса Майтани, дизайнер всемирно известных компактных 35-мм зеркальных камер ОМ-1 и ОМ-2, посетил Гонконг. Он был на пути в Японию после участия в выставке Photokina в Кёльне. Дилер камер Olympus в Гонконге, Kingstone Development Company, приветствовал господина Майтани за обедом. Он был также приглашен выступить с докладом о системе Olympus OM в офис дилеров. Благодаря расположению Kingstone, наш журнал имеет честь взять интервью с г-ном Майтани. Интервью началось в 15:00 в зале заседаний Kingstone.


Вопрос: Я хотел бы поблагодарить господина Йошихиса Майтани за участие в этом интервью и Kingstone для принятия мер. Прежде всего, расскажите нам вкратце историю Olympus Optical Company Limited?
Майтани: Компания Olympus Optical была создана в 1919 году. В начале, она в основном производила микроскопы. С 1936 года началось производстве фотокамер. Через год она стала зарегистрированной компанией. В то время производились камеры формата 6х6 , выпуск которых продолжался до 1948 года, затем производили камеры формата 35 мм. В 1959 году я начал разработку камер для Olympus. В этом же году, полукадровая камера Pen была запущена в производство. В 1972 году система Olympus OM также стала производиться . Кроме того, наша компания изготавливает 8 мм кинокамеры, микрокассетные диктофоны и лазерные дальномеры. Производство фотокамер составляет половину от общего объёма производства нашей компании.Такова краткая история Olympus.
Вопрос: Сколько фабрик участвует в производстве камер?
Майтани: Есть некоторые комплектующие, производимые другими компаниями для Olympus. Тем не менее, камеры OM производятся исключительно на заводах фирмы Olympus. Всего  в производство камер вовлечено 13 заводов.
Вопрос: Размах производства мне кажется огромным. Сколько рабочих участвуют в производстве фотоаппаратов Olympus OM?
Майтани:: Есть три основных завода и ещё 4 завода по производству компонентов. Численность работников составляет около 3000 человек.
Вопрос: А объективы для системы OM Olympus производит сам?
Майтани: Да, и объективы производит самостоятельно. На самом деле, всё, кроме датчиков измерения света, для камер OM производится на Olympus.
Вопрос: Каковы мотивы и причины для разработки столь маленькой камеры OM?
Майтани: Ну, в прошлом, полукадровая камера Pen была хорошо воспринята пользователями. Кроме того, камеры других производителей являются слишком громоздкими, и они не так удобны, как небольшие камеры, так что, на мой взгляд, была бы желательна компактная камера для фотографов. Помимо того, что такая камера должна быть приспособлена для различных жанров фотосъёмки и способна делать отличные фотографии. Таким образом, и возникла идея разработки камер OM.
Вопрос: Надеялись ли вы на тот успех, который камера имеет сегодня, когда делали первые шаги в её разработке?
Майтани: Система OM производится уже в течение четырех лет. Благодаря поддержке покупателей, её производство растёт с каждым годом.
Вопрос: Среди фотографов, термин «ОМ»», кажется, более популярен, чем «Olympus». (Смеётся) Все говорят «ОМ» камера, а не «Olympus» . Что означает маркировка «ОМ»»?
Майтани: (весело смеясь) камеры поначалу не назывались «ОМ». Их называли «М». Причина в том, что, во-первых, моя фамилия на английском языке начинается с буквы «М». Во-вторых, «М», кажется, ассоциируется с высоким качеством в фотопроизводстве, например, с камерами Leica M серии. Кроме того, произношение «М» единое во всём мире, в отличие от некоторых букв, которые произносятся по-разному, например, R произносится как "АР" и т.g. Позже, название было изменено на «ОМ», потому что «М» уже используется в камерах Leica. С другой стороны, «О» представляет Olympus.
Вопрос: До сих пор лишь немногие из объективов Zuiko являются многослойными, в то время как почти все объективы других производителей, таких как Nikon, являются многослойными. Может ли это сделать систему OM менее конкурентоспособной? Если пользователи перестанут доверять их оптическому качеству?
Майтани: Позвольте мне ответить на этот вопрос с двух аспектов. Несмотря на то, что техника многослойного просветления широко используется, её применение в фотообъективах внедрено только в последние годы. Сначала МС был применено в объективах для микроскопов. Именно потому, что они должны иметь отличное светопропускание.  Кроме того, они часто подвергаются воздействию яркого света. При больших увеличениях, даже небольшие недостатки оптики ухудшат изображение в микроскопе. Так что, хотя МС-просветление является сложной и дорогостоящей технологией, оно было использовано в микроскопах на ранней стадии. С другой стороны, для фотографических объективов, очень редко, когда яркие источники света попадут в кадр в обычных условиях. Требования к светопропусканию объективов в фотографии меньше. Это своего рода расточительство, наносить на фотообъективы МС-просветление. В сверхширокоугольных объективах и объективах типа «рыбий глаз», из-за их широкого охвата, попадание сильных источников света, таких как солнце или студийный свет, в кадр явление частое. В таких ситуациях, многослойное просветление просто необходимо. Следовательно, первые объективы Zuiko, которые являются многослойными, стали широкоугольные и  типа рыбий глаз.
С другой стороны, многослойное просветление обычно не нужно, оно увеличивает себестоимость производства и цену, за что будут платить покупатели. Таким образом, в настоящее время, не все объективы Zuiko многослойные. Чтобы предоставить клиентам выбор, доступны как многослойные, так и не многослойным объективы.
Kingstone: Как сообщается в зарубежных журналах, 95% фотографов не нужно многослойное просветление линз, и разницу между фотографиями, сделанными с помощью МС и не МС объективов настолько мала, что только специалист может обнаружить её. В то время как МС приносит мало пользы в фотографии, оно интересно для производителей, поскольку они могут увеличить цену.
Вопрос: Много пользователей могли отказаться от системы OM Zuiko, потому что линзы не многослойные. Это маркетинговый недостаток? Рассматривали ли вы возможность применения МС в новых объективах Zuiko?
Майтани: Это действительно ставит систему OM в невыгодное положение в конкуренции с другими производителями. Мы уже рассматриваем вопрос о внедрении многослойного просветления во все объективы, с целью увеличения продаж. Несмотря ни на что, это мое личное мнение, в большинстве ситуаций, многослойное просветление линз не требуется, но оно должно быть использовано, если существует реальная потребность в нём.
Вопрос: Насколько мы знаем, при внесении изменений в фотосистеме, конструкцию объективов труднее изменить, чем конструкцию камер.  Господин Майтани, Вы  начали производство системы OM после того, как вся система была разработана, или камера, объективы и других принадлежности разрабатывались друг за другом?
Майтани: Я начал производство после того, как вся система, включая камеры и объективы, и т. д., была полностью разработана. Только один или два объектива и некоторые незначительные аксессуары разработаны после начала производства.
Вопрос: После прекращения производства фотокамер серии Pen F, существовала система зеркальных камер, которая называлась FTL. Есть ли объективы для камер OM,  повторяющие оптическую схему объективов для FTL?
Майтани: На самом деле, Olympus  не разрабатывал систему FTL. Он купил её у другой компании, чтобы заполнить промежуток между производством Pen F и OM камер. Камера OM был выпущена в 1972 году после пяти лет проектирования, исследований и усовершенствования. Все объективы последнего поколения. Они полностью отличаются от FTL линз, а также jn Pen F линз.
Kingstone: Господин Майтани недавно создал ультратонкий стандартный объектив 50 mm F2. Когда объектив сфокусирован на бесконечность, его толщина составляет немногим более одного дюйма. (Г-н Майтани вынимает этот сверхтонкий объектив из кофра.) Пока, он ещё находится на этапе тестирования и улучшения. Он проявил себя, как лучший стандартный объектив Olympus OM.
Вопрос: (после осмотра ультратонкого объектива) Он показался нам совсем небольшим.   Когда начнётся производство? Назовите, пожалуйста, предполагаемый срок?
Kingstone: Я считаю, производство начнется по крайней мере, через один год .
Вопрос: Мы знаем, что система OM завоевала множество наград. Не могли бы вы рассказать нам про некоторые особенные?
Майтани: (смеётся) Целью проектирования системы OM является обеспечение высококачественной лёгкий в использовании камеры для всех любителей фотографии, так что они могут в полной мере насладиться фотографией. Система OM действительно получила множество наград, но я больше счастлив оттого, что моя первоначальная цель достигнута.
Вопрос: При съёмке возникает засветка в видоискателе OM-1. Что является причиной этого? Является ли это недостатком конструкции?
Майтани: Я знаю об этой проблеме. На самом деле, она не является недостатком конструкции. Это связано с некоторым конструктивными причинами. Фокусировочные экраны в ОМ-1 являются взаимозаменяемыми. Специальный пинцет используется для удаления экрана через отверстие байонета камеры. Это отличается от традиционного метода. Поскольку способы замены фокусировочного экран разные, разный и методы изготовления.Обычно фокусировочный экран изготовлен из пластикового листа методом прессования. Для OM фокусировочный экран производится путем отливки пластика в форме. По этой причине ,  матовая поверхность фокусировочного экран OM не настолько идеальна, как на экране произведённого под прессом.
Помимо этого, в других камерах, между экраном и пентапризмой, имеется конденсорная линза, которая отсутствует в ОМ. Поэтому, при съёмке можно заметить блики. Но эти блики появляются только в видоискателе, на фотографии они, конечно, не будут видны.
Вопрос: Почему горячий башмак не жёстко закреплены на корпусе камеры? Так сделано, чтобы уменьшить высоту камеры?
Майтани: Ответ на этот вопрос необходимо дать с точки зрения первоначальной цели проекта. Помимо компактности, задачей при проектировании системы OM также требует высокой степени мобильности. (Примечание редактора:. Мобильностью, что г-н Maitani относится к должно означать, универсальность и адаптивность) Это означает, что камера должна быть пригодна для всех типов фотографов. Например, некоторые фотографы используют камеру OM для съёмки через микроскоп. Горячий башмак совершенно бесполезен для них. Фотографы, которые используют большие вспышки также не нуждаются в нём. Моторный привод является ещё одним примером. Сколько людей будет его использовать? Я полагаю, только очень небольшая часть фотографов использует его. По этой причине я стараюсь разрабатывать дополнителные устройства так, чтобы они могли быть отсоединены от корпуса камеры. Пользователям не придётся платить за то, что им не нужно. Они могут купить необходимые устройства, когда есть необходимость.
Kingstone: Другими словами, он хочет разработать универсальные камеры, а не одного назначения камеры. Пользователи могут использовать необходимые комбинации в соответствии с их потребностями.
Вопрос: У меня есть опыт  использования ОМ-2 купленного в Японии. Оторвалась задняя крышка камеры. Почему это произошло?
Майтани: Первоначально крышку ОМ-2 делали из алюминия. Так как алюминий невозможно паять  прочно, крышка легко обрывается. Сейчас крышка  ОМ-2 сделана из железа, которое может быть припаяно прочно на задней панели камеры. Теперь то же самое не повторится.
Вопрос: Я считаю выключатель камеры OM очень неудобным. Весьма вероятно, забыть выключить его и тратить заряд батарейки. Знаете ли вы об этом?
Майтани: Вы правы. Более того, я задумался над этим вопросом. Тем не менее, я до сих пор не нашёл лучшего решения.
Вопрос: Некоторые камеры включаются с помощью рычага, (примечание редактора: например, Nikkormat ). Некоторые камеры имеют переключатель, расположенный в правой передней части корпуса камеры (примечание редактора: например, Minolta MX ). Рассматривали ли Вы эти варианты?
Майтани: Естественно. Но они недостаточно хороши. Если рычаг выступает в роли выключателя экспонометра, он может повредить глаза, когда вы вытащите его. Это особенно раздражает людей, которые смотрят левым глазом. На самом деле, такого рода переключатель был изобретён инженерами Olympus. Переключатель на передней панели корпуса камеры тоже не удобен. Особенно неудобно использовать переключатель, когда вы держите камеру вертикально.
Вопрос: г-н Maitani также любит фотографировать. Не могли бы вы сказать нам, какие объективы Вам нравятся больше всего?
Майтани: Мои любимые объективы Zuiko 24 мм. F2 и Zuiko Zoom 75-150 мм.
Вопрос: Есть только две скорости, один или пять кадров в секунду (FPS) в приводе мотора OM. Почему бы не добавить скорости 2  кадра в секунду, 3 кадра в секунду, и т.д.?
Майтани: В начале разработки, OM привод имел скорость один, два, три и пять кадров в секунду. Исследование показывает, что большинству профессиональных фотографов скорость в 2 и 3 кадра не особенно необходима. Они также способствуют увеличению размера и стоимости. По этим причинам, эти 2 скорости были убраны.
Вопрос: Я всегда чувствую, что ручка привода скользкая. Почему бы не добавить слой из искусственной кожи, чтобы сделать захват прочнее?
Майтани: Слой искусственной кожи в моей оригинальной разработке есть. Так или иначе, она исчезла в процессе производства. Так как это не имеет никакого значения пусть будет. (Смех)
Вопрос: имеющая рисунок в ОМ-2 шторка затвора выступает в качестве отражающей поверхности для экспонометра. Возможен ли сбой в работе после длительного периода использования и воздействия света?
Майтани: Это не так. Такие явления природы, как окисление, водяной пар, не могут отключить его. Я вставил кусок этой отражающей ткани на дверь в дизайн-центре. Она не проявляет никаких признаков выцветания после воздействия в течение 3-х лет солнца и дождя. Пожалуйста, не беспокойтесь об этом.
Вопрос: Почему бы не использовать металлический затвор в фотокамерах OM?
Майтани: Имеются две причины, чтобы не ставить металлический затвор. Во-первых, шум и вибрация металлической шторки затвора выше. Во-вторых, шторка затвора из металла хуже выдерживает высокую скорость работы, она изнашивается.
Вопрос: Ну, я очень благодарен, что г-н Maitani участие в сегодняшнем интервью. Мы узнали много нового из интервью. Кстати, г-н Майтани, не могли бы Вы сказать нам, когда появится камера ОМ-3?
Майтани: Я не знаю. Когда вы хотите? (Смех)

 

Интервью 2. Проектирование системы Olympus OM


На основе интервью с Йошихиса Майтани и Кунио Шимояма, взятого Коичи Акаги,
журнал «Асахи камера» , декабрь 1999 года.

Последовательная концепция
Начиная с OM-1 и заканчивая ОМ-4Ti, серия зеркальных камер Olympus OM разработана в рамках одной концепции. Никакие иные производители не имеют столь яркую индивидуальность и очарование. Когда представился случай встретиться Maitani, интервьюер привез его любимую камеру M-1, а не ОМ-1.
Майтани : Спасибо большое. Я не могу противоречить клиентам.
Кунио Шимояма: Клиент — наш бог (смеётся)!
В начале ...
Майтани : Были много сложных обстоятельств. Было не просто (улыбается). Проект был ориентирован сначала на американский рынок. В 1967 году нашим основным товаром были полукадровые камеры. Но в США, съёмка на слайд была очень популярна. Половина кадра увеличивала стоимость вставки плёнки в рамку. В некоторых случаях, слайды в рамках 35 мм возвращались после проявки (два кадра соседствовали в 1 рамке).
Японские фотолаборатории приняли формат 1/2 кадра сразу. Но это было не в США. По этой причине, отдел продаж просил разработать зеркальную камеру формата 24х36 мм.
Маленькая и лёгкая — идеал фотокамеры для Майтани
Майтани : Но руководители желали спроектировать камеру, аналогичную наиболее популярным камерам других фирм.
Оппозиция со стороны руководства
Майтани : Я не сказал «нет», я сказал, что я буду проектировать другую камеру. Не имеет никакого смысла повторять имеющиеся фотоаппараты. Я хотел сказать своё собственное слово в дизайне. Сделать значимый проект. Создать камеру нового типа, которая будет привлекательна для покупателей. Тогда зеркальные камеры имели 3 недостатка: были большие, тяжелые и сильно хлопало зеркало. И они не были преодолены.
Окончательная победа
Майтани : Маленькая и лёгкая, не могла быть отражена в спецификациях проекта. У нас было несколько конференций, но спецификации никогда не обсуждались. Я перечислил свойства камеры другого производителя на доске для убеждения (улыбается). Наконец, я смог убедить руководителей на последней конференции в 1967 году и они сказали: «Делай, что хочешь».

Великолепная система OM
Майтани : Основная концепция «От космоса до бактерий». Развитие обширной системы являлось первоочередной задачей. Во-вторых, как я упоминал, необходимо было преодолеть 3 недостатка зеркальных камер.
Нелёгкая задача
Кунио Шимояма: Да, я почти сдавался много раз. Я как-то добился поставленной Майтини цели, однако он не был удовлетворен.Размер зеркала и радиус байонетного крепления были заданы до определения размеров самой камеры. Я не знал, как всё совместить (смеётся). Тем не менее, возможности камеры не были урезаны.
Конфликт качества оптики и миниатюризации
Кунио Шимояма: Это существенная трудность. Чтобы убедиться, что наши объективы ничуть не хуже, чем другие, мы исследовали лучшие объективы других производителей.
Майтани : Это одна из трудностей. Но решение проблемы - дело инженеров.
Расположение механизма длины выдержек
Майтани : Я хотел, переместить механизм затвора вниз для уменьшения размера. Я нашёл место под зеркалом для него. Именно поэтому диск выдержек был перенесён. И это оказалось более удобным.
ОМ-2 имеет такие же размеры, как OM-1!
Майтани : Как я уже говорил, система Olympus OM представляет собой очень большой проект. OM-1 является основной камерой системы. Система включает в себя более сложную камеру с Автоматический режим съёмки.
Система прямого измерения света TTL
Кунио Шимояма: В основном, создавалась для взаимодействия с автоматикой вспышки.
Майтани : Это для «Бактерий», «От космоса до бактерий». Фотограф Кон Сасаки, снимающий насекомых, является моим хорошим другом. Однажды он показал мне таблицы для определения экспозиции при макросъёмке и сказал: «Если у меня не будет этих данных, я не смогу фотографировать». Я решил: «Я сделаю, чтобы снимать макро автоматически!»
Почему нет медленной синхронизации вспышки в OM-2n и OM-4Ti
Кунио Шимояма: Очень трудно удовлетворить всех клиентов. Профессиональные фотографы достаточно умелые, чтобы использовать эту функцию. Но для обычных любителей, не нужно, они могут получить смазанные снимки из-за медленной скорости затвора.
Майтани : Такая функция полезна для фотографов, которым это нужно, но оно также имеет побочный эффект. Это необходимо для фотографов, которые имеют определенную цель. Но для пользователей, которые не понимают, это неудобно.
Почему в камерах Olympus OM-3 и OM-4 многоточечный замер?

Майтани : Это очень сложный вопрос (улыбается)! Системы центрально-взвешенного измерения света достаточно для обычной съёмки. Но мы получили много разных специфических запросов на реализацию замера освещенности, светлых тонов, теней и так далее. Если я правильно помню, Nikon решил эту проблему с помощью матричного метода замера освещенности. Мы изучали подобную систему измерения. Сравнивая многозонный и многоточечный методы, мы выбирали идеальный вариант. В принципе, я думаю, что более 80% пользователей устроит центрально-взвешенный замер освещенности. Но 10 или 20% фотографов хотят большего (улыбается). Матричный экспозамер является одним из решений. Но я сомневаюсь, что это хороший способ.

Кунио Шимояма: Очень трудно реализовать автоматическую систему измерения, которая может удовлетворить каждого пользователя. Каждый фотограф имеет свой собственный стиль съёмки. Невозможно решить все задачи одной измерительной системой. Камера показывает результат многоточечного измерения, но как  его применить, решает фотограф. Мы считаем, что это одно из лучших решений.

 

Интервью 3. Снятие с производства системы OM.

Интервью у Йошихиса Майтани взял Коичи Акаги, опубликовано в журнале «Асахи камера», март 2002 года.

- M-1 был выпущен в 1972 году. В этом году 30-летие серии OM. Некоторые поклонники ожидают юбилейную модель или перевыпуск объектива Zuiko 40 мм. F2

Майтани : К сожалению, 30-й год оказался последним...
Акаги: Я был шокирован этим событием,  а как Вы относитесь к концу системы OM как её создатель?
Майтани : Система OM производилась в течение 30 лет, благодаря многолетней поддержке любителей ОМ, за что я им чрезвычайно признателен. Цель проекта Olympus OM «От космоса до бактерий», означает, что вы можете сделать снимок в любое время и в любом месте. Система большая, сложная, создавалась не сразу. Мы развивали её без изменения байонета объективов, так что фотографы могут добавлять любой объектив, принадлежность, когда это становится необходимым. Но они будут недоступны ....

Акаги: Наверное, цифровые камеры подтолкнули конец системы OM.
Майтани : Olympus наиболее активно развивает технологии цифровых камер. Наметилась тенденция, что цифровые камеры займут место плёночных камер. На мой взгляд, было бы лучше, если бы мы смогли внедрить цифровые технологии в систему OM. Возможно, развитие цифровых технологий в дальнейшем подтолкнёт нас к этому.
В начале, мы инвестировали миллиарды иен в завод и оборудование для системы ОМ. Он имел мощность для выпуска от шестидесяти до семидесяти тысяч камер в месяц. Однако, в последние годы производилось лишь несколько сотен камер в месяц. Машины работали всего в течение 30 минут ежемесячно, а остальное время простаивали. Автоматический пресс для изготовления верхней крышки был настолько большим, что мог бы вместить в себя пять конференц-залов. Кроме того, ткань для шторок затвора делал большой станок с полной автоматикой. Такие большие машины накладно содержать без работы.
Акаги: Теперь обычно пользуются аутсорсингом.
Майтани : Да. В те времена Япония была экономически высокоразвитых растет. Тогда мы могли  снизить стоимость производства путем запуска завода на полную мощность. От шестидесяти до семидесяти тысяч камер производилось в месяц. Теперь я жалею, что у нас нет ручной сборочной линии, как у Leitz, тогда  мы могли бы продолжить. Мы сдаёмся просто потому, что мы не можем поддерживать большой завод.
Акаги — Огромный завод в настоящее время разгромили?
Майтани : Да. Таким образом, мы не можем возродить ОМ снова, даже если бы мы захотели, потому что для производства ОМ нужно очень сложное оборудование.


Автофокус в OM
Акаги: Вы думали о внедрении автофокуса в начале планирования системы OM?
Майтани : Да, но не существовало никакого технического решения. В то время не было даже доступных датчиков фокусировки.
Акаги: Ещё одна причина отказа от системы ОМ в том, что не удалось успешно внедрить автофокус.
Майтани : Конечно. Это было одной из причин, мы предусматривали возможность автоматической фокусировки с самого начала, как я уже упоминал, но мы не имели технической возможности для производства. Поэтому, чтобы внедрить автоматическую фокусировку впоследствии, мы должны были решить вопрос, не изменяя системы.
Еще одна проблема заключалась в  патенте. Мы колебались, и это колебание остановило развитие системы. Но это позиция аутсайдеров. Для компании, плата за патент представляет собой серьёзную проблему. Я всё ещё ​​не уверен, какая фирма является счастливым, та, которая платит миллиарды иен за лицензию или такая, как Olympus, которая  почти ничего не платит.
Акаги: В компании решили, что не стоит платить такие значительные суммы?
Майтани : Мы не знали, сколько мы должны были заплатить тогда. Может быть, столько же, сколько Minolta, у которой был спор с Honeywell позже. Minolta не знала, размер патентной пошлины. Именно поэтому они сконцентрировали свои усилия на развитии системы с автоматической фокусировкой.. Но вот что интересно, Olympus является компанией, которая старается избежать сложностей с другими компаниями. Не только потому, что мы не хотели платить, мы не хотели спорить с Honeywell. Никто в нашей компании не был против создания своей собственной системы. Мы могли бы использовать методику автофокуса Honeywell, если бы они разрешили, но все сошлись во мнении, что лучше не воевать с ними.
Акаги: Во-первых, В OM-707 был датчик автофокуса от компании Honeywell.
Майтани : Да.
Акаги: Я слышал, что OM-101 вышедшая позже, имела место для модуля автоматической фокусировки под зеркалом.
Майтани : Да, была такая возможность.
Акаги: Затем, появилась возможность сделать в камере автофокусировку?
Майтани : Возможность была, но именно в это время начал действовать патент.
Акаги: Если проблема была бы решена, то могли бы появиться новые камеры с датчиком автофокуса?
Майтани : Я думаю, что камеры OM профессиональной серии (1 цифра в названии) могли быть разработаны с системой автоматической фокусировки.
Акаги: Ммм ... Я думаю, что пользователи с ждали их с большим нетерпением.
Майтани : Да, я это понимаю. Поэтому я очень сожалею об этом.

OM-X
Акаги: Когда я говорил с вами прежде, вы сказали, что план системы OM куда более обширный и OM-1 является самой простой его частю. Какая система была задумана?
Майтани : ОМ являются системными камерами. OM-1, 2, 3 ... — лишь отдельные единицы в системе. В моих планах была разработка, которую я называю ОМ-X.. Она была основной частью системы.
Акаги: OM-X? Что это такое?
Майтани : Ну, камера представляет собой инструмент для фотосъёмки. Для фотосъёмки нужны различные функции. Я пытаюсь разобрать камеру на части, каждая из которых отвечает за свою функцию. Объектив, корпус, сменная кассета для фотопленки (задник) и затвор в камере или в объективе. Основой концепции системы OM является возможность собрать части по мере необходимости.
Акаги: Раньше была камера прямоугольной формы Rollei SL2000F. Может быть, её концепция отличается от вашей, но в ней можно менять кассету с плёнкой.
Майтани : Я думаю, что Hasselblad ближе к моему идеалу, а не Rollei.
Акаги: Ах, да, он имеет также затвор внутри объектива и затвор в фокальной плоскости. Так что, если такая камера будет сделана, она будет называться OM-X.
Майтани : Верно. Однако, это легко взять камеру и разделить на части, важна гибкость в системе, чтобы модуль мог быть выбран по требованию пользователя. Это трудно реализовать. Когда мы начали разработку, технические сложности нам препятствовали
A: Вы потратили слишком много времени.
Майтани : Компания не может ждать так долго, так что я просил выпустить что-то первым. В OM-1 заложены основные функции.
A: значит, OM-X считалась первой. Несомненно, это великий план.
Майтани : Я был еще молод в те дни (смеется).
Акаги: Какое предназначение ОМ-X?
Майтани : Нет особого предназначения. Если вы хотите использовать её в качестве медицинской камеры и  снимать рот человека, вы собираете её определённым образом, если вы хотите использовать её в качестве камеры для эндоскопа, вы будете использовать её с гастротрубкой. Вы собираете её в разной форме для пейзажа, съёмки натюрморта и т.д.
Акаги: А как насчет основного корпуса?
Майтани : Его нет. Таким образом, идея совершенно уникальна (смеется). Я знаю, вы хотите сказать, что компонент камеры нуждается в корпусе и адаптерах, и спрашиваете: «Что является основным корпусом?» Я отвечу, что вся система является основой.
Акаги: Возможна даже камера без зеркала?
Майтани : Конечно,  возможна. Несмотря на то, что SLR является основным типом, чтобы видеть изображение объекта съёмки, в камере не-SLR типа это тоже возможно. Сейчас, оглядываясь назад, я могу говорить вам всё откровенно.
Акаги: Что стало с OM-X после OM-1?
Майтани : Сегодня, его концепции всё ещё развивается, но ещё не доведена (смеется). Если бы я приступил к плану ОМ во времена проектирования Pen серии и не тратил время на Pen, то, возможно, что проект OM-X мог бы быть выполнен.

Дети Maitani
Акаги: Я хочу спросить у Вас, наконец, какой  ваш самый любимый объектив?
Майтани : Я их всех люблю, потому что они мои дети (смеется).
Акаги: Тогда, какой объектив вы часто берете на съёмку?
Майтани : 21 mm F2, 24 mm F2, 28 mm F2.
Акаги: Все со светосилой 2?
Майтани : Да. И, пропуская 35 мм, 40 мм F2. Я настаивал на своей точке зрения вопреки мнению коллег. Потому что я сам хотел снимать таким объективом. У нас ещё есть телеобъективы со светосилой 2, но я не могу таскать их (смеётся).
Акаги: Они довольно большие.
Майтани : Так я ношу 50-250mm F5 вместо них. Даже когда я путешествую за границей, я всегда беру эти пять линз. Мне особенно дороги объективы со светосилой 2.
Акаги: Они были доступны в диапазоне от 21 мм до 250 мм.
Майтани : Да, мы приняли вызов, чтобы создать то, чего не существовало. Мы даже планировали зумы со светосилой 2.
Акаги: В самом деле? Был такой план?
Майтани : Мы изучали такую возможность. Но прототипы созданы не были. Мы хотели сделать  высококачественный объектив, что он был бы самым светосильным в своём классе.
Акаги: После завершения системы OM некоторые уникальные объективы сняты с производства.
Майтани : Такие объективы, как 24 шифт-объектив.
Акаги: Макрообъективов со светосилой 2 у других производителей пока нет. Это потому, что они не уверены в собственных силах?
Майтани : Вместо уверенности, я думаю, они должны иметь больше упорства.
Акаги: Упорства?
Майтани : Да. Теперь, Япония заходит в тупик. Мы должны вспомнить ещё раз, как мы стали  высокотехнологичной нацией, чтобы преодолеть этот тупик и иметь радость и упорство, чтобы сделать «что-то нужное и ценное».

Zuiko 40mm F2
Самый маленький и лёгкий объектив всей системы OM, с очень удобным, немного шире, чем стандартное фокусное  расстояние, что особенно ценится фотокорреспондентами. Минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см., что очень немного. Отлично сбалансирован с камерами серии ОМ.

 

   © Denis Gavrilov 2010-2015